FOLER.ru - что можно сделать самому


Защита от коррозии кузова (катодная защита).

Теория и практика установки на автомобиль магниевых жертвенных анодов. Они разрушаются, а кузов перестает ржаветь.

Коррозия – основной враг металлоконструкций. Рассмотрим применение электрохимической протекторной защиты. Наиболее применима в настоящий момент защита методом «оцинковки». Однако этот способ при ремонте сложно применим и дорогостоящ, и вообще не применим к готовым покрашенным конструкциям. Интерес вызвал катодно-протекторный способ защиты с «жертвенными» анодами. К готовой конструкции прикрепляем эти аноды и коррозируют они, а конструкция перестаёт ржаветь. Способ издавна применяют в судостроении.
Сначала немного теории:
Коррозия ни что иное как электрохимическая реакция на поверхности металлоконструкции. Электрохимическая защита, должна создать на поверхности защищаемой конструкции электрический потенциал препятствующий этой реакции. Оптимальный защитный потенциал для металлоконструкции из низколегированной стали 0,85В при выходе из диапазона от 0,75 до 1,05В, начинается коррозия (ориентировочная плотность тока защиты 0,04А/м2), повышение потенциала выше 1,05В приведет к отслоению лакокрасочного покрытия. По сути, управляем направление движения электронов. Необходимо обеспечит направление от «жертвенного» анода к защищаемой металлоконструкции. Из чего сделать «жертвенный» анод? Рассмотрим электрохимический ряд активности доступных металлов:
-2,372В - магний
-1,700В - алюминий
-0,763В - цинк
-0,441В – железо
+0,522В - медь
    Следовательно:
  1. Медные детали на металлоконструкции недопустимы (например медные трубки тормозных магистралей)! Сдвигают электрический потенциал конструкции в положительную область и «жертвенным» анодом становится сама металлоконструкция.
  2. Цинк – хороший вариант при покрытии большими площадями, но из-за небольшой разницы в электрохимическом потенциале с железом плохо применим в качестве «жертвенного» анода в протекторной защите на воздухе. Т.е. хорош в качестве покрытия, но слаб для точечного применения.
  3. Остаётся алюминий и магний. (Получается, что алюминиевые силовые конструкции, например вытяжные заклёпки, не стоит применять в стальных металлоконструкциях в агрессивных средах.) Магний значительно активнее и следовательно более предпочтителен для «жертвенного» анода.

Инструменты:

электростамеска
ножовка по металлу
дрель

Материалы:

магниевый анод для водогрейных котлов (продаётся в магазинах сантехники)
резиновые прокладки для водопроводных кранов
самозасверливающиеся саморезы по металлу

    Порядок выполнения работ:

  1. Материалы, которые будем использовать:


  2. Нарезаем магниевый анод дольками по 5-6 мм и сверлим отверстие под саморез.


  3. Собираем комплекты "жертвенных" анодов из расчета 6 на один борт.


  4. Устанавливаем аноды под порогами автомобиля:


  5. Прошел год:

    Насколько снизилась коррозия сказать сложно, но через год эксплуатации аноды частично разрушились (похоже еще год выдержат и под замену):

Ссылки по теме

  1. Электрохимический ряд активности металлов.
  2. Катодная защита.
  3. Схемы размещения протекторов 'Анодъ' на автотранспорте.

Комментарии к статье:



Добавить свой комментарий:

Комментарий

Ваше имя